Главная \ Инновационная деятельность
Инновационная деятельность
ПРОЕКТ 1. Создание и функционирование Многофункционального центра прикладных квалификаций на базе БУ «Когалымский политехнический колледж»по подготовке персонала организаций Группы «ЛУКОЙЛ» для работы в Западносибирском регионе
Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта
|
Развитие ОАО «ЛУКОЙЛ», открытие новых месторождений нефти и газа и новых продуктивных пластов на действующих месторождениях, а также, внедрение инновационных технологий на производстве предъявляют высокие требования к кадровому обеспечению.
Реализация крупных и амбициозных проектов невозможна без высококвалифицированных работников, подготовке которых необходимо уделять достаточное внимание. Решение проблемы обеспечения производства необходимым персоналом предполагает повышение конкурентоспособности и практической ориентации интегрированных программ посредством создания эффективной модели непрерывного профессионального образования на базе региональных учреждений СПО.
Традиционно система непрерывного профессионального образования выстраивалась на базе учебных центров ООО «ЛКУОЙЛ–Инжиниринг». Из многообразия новых моделей непрерывного профессионального образования для решения задач развития кадрового потенциала ОАО «ЛУКОЙЛ» оптимальным предполагается МФЦПК.
В Указе Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (№ 599 от 7 мая 2012 г., п. 3) обозначена следующая краткосрочная задача: «Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и общероссийскими объединениями работодателей проработать до конца мая 2013 года вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования».
Деятельность МФЦПК будет направлена на обеспечение непрерывной системы профессионального образования и профессиональной подготовки кадров, удовлетворение потребностей ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и других организаций городов Когалым, Урай, Лангепас и Покачи в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов.
Сегодня ОАО «ЛУКОЙЛ» - транснациональная энергетическая компания мирового уровня. Создание МФЦПК с учетом лучшего отечественного опыта, а также, накопленного опыта учебных центров организаций Группы «ЛУКОЙЛ» позволит обеспечить непрерывную подготовку высокопрофессиональных работников, способных к выполнению перспективных и текущих производственных задач, оптимизировать затраты на подготовку кадров, внедрить комплексный подход к обучению персонала.
|
Законодательные основы проекта
|
- Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (№ 599 от 7 мая 2012 г., п. 3);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об учебных центрах профессиональной квалификации». Ст. 75, 76, 77, 78;
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон № 275 от 30.12.2006 г. «О порядке формирования и использования целевого капитала (эндаумента) некоммерческих организаций»;
- Федеральный закон № 307 от 01.12.2007 г. «О праве объединений работодателей участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»;
- Федеральный закон № 83 от 08.05.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
- Приказ МОН РФ от 02.07.2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года и на период до 2030 года;
- Программа стратегического развития Группы «ЛУКОЙЛ» на 2008-2017 гг., утвержденную решением Совета директоров ОАО «ЛУКОЙЛ» от 22.05.2007 (протокол № 13);
- Политика управления персоналом ОАО «ЛУКОЙЛ», утвержденную решением Правления ОАО «ЛУКОЙЛ» от 19.05.2003 (протокол № 15);
- Социальный кодекс ОАО «ЛУКОЙЛ», утвержденный решением Совета директоров ОАО «ЛУКОЙЛ» от 21.11.2002 (протокол № 33);
- Положение о системе корпоративного обучения в Группе «ЛУКОЙЛ», утвержденное решением Правления ОАО «ЛУКОЙЛ» от 09.04.2007 (протокол № 9);
-Политика ОАО «ЛУКОЙЛ» в области промышленной безопасности, охраны труда, окружающей среды в XXI веке и элементами требований по стандартам ISO 14001 и OHSAS 18001, утвержденную решением Правления ОАО «ЛУКОЙЛ» от 12.03.2009 (протокол № 7);
- Стандарты Системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды ОАО «ЛУКОЙЛ»;
Устав БУ «Когалымский политехнический колледж».
|
Миссия Многофункционального центра прикладных квалификаций
Качественная подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, направленная на реализацию потребностей в кадрах, обеспечивающих развитие высокотехнологического производства посредством предоставления конкурентных услуг по подготовке и переподготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда города Когалыма и нефтегазового комплекса ХМАО-Югры в условиях непрерывного профессионального образования.
1.2. Принципы деятельности МФЦП
В основу деятельности МФЦПК заложены следующие основные принципы организации обучения работников:
- непрерывность обучения в течение всей трудовой деятельности работника;
- организация обучения на основе разработанных компетенций с учетом приверженности работников корпоративной культуре, ценностям, традициям Группы «ЛУКОЙЛ»;
- гибкость, мобильность программ, форм и средств обучения, изменяющихся с развитием образовательных технологий и задач обучения работников;
- полнота использования всего арсенала средств и способов обучения, исходя из экономической и методологической целесообразности их применения;
- обучение через внедрение инноваций;
- постоянное сравнение с конкурентами;
- неразрывная связь процесса обучения с научно-исследовательской деятельностью и практикой организаций Группы «ЛУКОЙЛ»;
- вовлечение работников с большим производственным опытом в процесс обучения;
- сокращение затрат при повышении эффективности и качества обучения
Цели Многофункционального центра прикладных квалификаци
3.1.Содействие развитию непрерывной системы профессионального образования;
3.2.Удовлетворение потребностей Организаций Группы «ЛУКОЙЛ» и предприятий регионального рынка труда топливно – энергетического комплекса ХМАО-Югры в квалифицированных рабочих кадрах;
3.3. Повышение профессиональной квалификации работников организаций Группы «ЛУКОЙЛ» для достижения высокоэффективного, безопасного, безаварийного технологического процесса;
3.4. Создание условий ускоренного приобретения обучающимися отдельных компетенций
Задачи Многофункционального центра прикладных квалификаци
Реализация целей МФЦПК будет осуществляться через решение следующих основных задач:
4.1.Обеспечение актуальных потребностей предприятий ХМАО-Югры и Группы «ЛУКОЙЛ» в квалифицированных кадрах путем реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации по наиболее востребованным профессиям и специальностям, в том числе для работы в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики округа, организации Группы «ЛУКОЙЛ»;
4.2.Обеспечение трудовой мобильности путем ускоренной подготовки персонала для перехода на новую должность, освоения нового оборудования, смежных профессий и специальностей;
4.3.Учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ, направленных на освоение и (или) совершенствование профессиональной квалификации путем разработки, апробации и экспертизы таких программ, в том числе их содержания, технологий обучения в соответствии с запросами работодателей;
4.4.Кадровое обеспечение реализации программ (повышение квалификации и организация стажировок педагогических кадров на рабочем месте, вовлечение руководителей и специалистов Компании в деятельность МФЦПК), направленных на освоение и (или) совершенствование профессиональных квалификаций, путем организации курсов повышения квалификации и (или) стажировок на рабочем месте педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимся дисциплин и модулей основной профессиональной образовательной программы, дополнительной профессиональной программы или программы профессионального обучения;
4.5.Создание многоуровневой образовательной инфраструктуры, в том числе посредством сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями, установления связей и деловых контактов с лучшими российскими и зарубежными учебными центрами;
4.6.Организация и проведение профессиональных олимпиад по профессиям и специальностям, сертификации профессиональных квалификаций выпускников;
4.7.Обеспечение высокого качества процесса непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки работников, работающих в западносибирском регионе посредством внедрения современных инновационных обучающих технологий;
4.8.Способствование быстрой адаптации работников к выполнению функциональных обязанностей;
4.9.Проведение маркетинговых исследований регионального рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг и мониторинга востребованности образовательных услуг на рынке труда округа;
4.10.Осуществление координации информации о состоянии рынка труда округа и обеспечение на основе механизмов партнерства трудоустройства выпускников;
4.11.расширение инфраструктуры образовательного учреждения для создания системы, интегрирующей весь комплекс образования, воспитания, развития социального и профессионального становления личности в условиях социума;
4.12.Создание условий и применение новейших технологий профессиональной ориентации, организация профессионального консультирования и профессиональных проб.
Для решения перечисленных задач МФЦПК должен отвечать следующим основным требованиям:
- Оснащение современным оборудованием, необходимым для подготовки квалифицированного рабочего или специалиста и/или использование оборудования организаций - социальных партнеров;
- Общественно – профессиональная аккредитация реализуемых программ;
- Широкое участие работодателей в органах управления МФЦПК и оценке качества подготовки выпускников.
Деятельность МФЦПК направлена на содействие развитию непрерывной системы профессионального образования, (МФЦПК-СПО-ВПО), удовлетворения потребностей предприятий и организаций региона в квалифицированных кадрах по рабочим профессиям.
Центр осуществляет краткосрочную подготовку и переподготовку кадров физических лиц, проживающих на территории субъектов РФ и юридических лиц, направленных по заявке работодателей .
Многофункциональный центр прикладных квалификаций является конкурентоспособным структурным подразделением БУ «Когалымский политехнический колледж» обеспечивающим малозатратную подготовку и переподготовку кадров для предприятий организаций Группы «ЛУКОЙЛ».
Формирование и отработка профессиональных навыков является одним из важнейших направлений деятельности МФЦПК. Работа по добыче нефти и газа является потенциально опасным местом деятельности, так как даже незначительные ошибки могут привести к серьезным негативным последствиям.
Особое внимание направлено на обучение приобретение персоналом профессиональных навыков и неукоснительное выполнение норм и правил по промышленной безопасности, охране труда, окружающей среды, обеспечение безопасности и сохранение здоровья работников.
На базе МФЦПК с участием сторонних учебных организаций могут быть реализованы различные программы профессиональной переподготовки руководителей и специалистов.
Планирование и нормативно – правовое обоснование периодичности подготовки слушателей МФЦПК
Концепция Многофункционального центра прикладных квалификаций построена на основном принципе подготовки работников организаций Группы «ЛУКОЙЛ», утверждающем, что современный человек должен быть включен в непрерывный цикл профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки, тренингов на базе (но не вместо) профессионального образования.
Периодичность подготовки рабочих регулируется локальными нормативными актами организаций Группы «ЛУКОЙЛ», а также, обязательными требованиями, установленными Российским законодательством, или, по окончании срока допуска к проведению работ, осуществляемых в организациях, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, но не реже одного раза в 3 года.
Периодичность аттестации руководителей и специалистов проводится не реже одного раза в пять лет (Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 (ред. от 06.12.2013) "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2007 N 9133) и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с указанным приказом все работники проходят:
- первичную аттестацию специалистов - не позднее одного месяца с момента назначения на должность, при переводе на другую работу, трудоустройству в организацию, поднадзорную Ростехнадзору;
- периодическую аттестацию специалистов - не реже одного раза в пять лет, если другие сроки не предусмотрены иными нормативными правовыми актами.
Проверка знаний у рабочих должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев в соответствии с квалификационными требованиями производственных инструкций и/или инструкции по данной профессии
Такие же сроки предусматриваются при организации обучения специалистов в области обеспечения экологической безопасности и осуществления контроля в указанной сфере деятельности, что предусмотрено Приказом от 12 марта 2013г. №101 «Об утверждении норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности»», Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также другими государственными актами.
Планирование учебной деятельности МФЦПК осуществляется на основании предложений и заявок организаций Группы «ЛУКОЙЛ», подрядных и иных организаций на основании анализа потребности в обучении работников предприятий – заказчиков.
МФЦПК планирует свою работу на календарный год и на каждый месяц с учетом текущих задач организаций.
В ежегодном и текущем планах работы МФЦПК закрепляется периодичность подготовки работников.
Условия организации образовательного процесса
Механизм построения системы непрерывного образования обеспечивается за счет новых интегративных возможностей:
- Расширение перечня программ под потребности предприятий и создание банка образовательных программ.
- Усиление площадки МФЦПК новым высокотехнологичным оборудованием и концентрация ресурсов на пилотных площадках с привязкой к ведущим предприятиям.
- Создание Центра научно – познавательного досуга на базе БУ «Когалымский политехнический колледж»» как обязательного элемента развития МФЦПК, реализующего модель интеграции общего, профессионального и дополнительного образования в систему непрерывного образования.
- Строительство общежития для иногородних слушателей МФЦПК.
Процесс обучения.
Обучение рабочих осуществляется в соответствии со следующими видами профессионального обучения:
–подготовка новых рабочих – первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых в организации и не имевших профессии;
–повышение квалификации рабочих – обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессионального мастерства;
–обучение вторым профессиям – подготовка рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения дополнительной (смежной) профессии;
–переподготовка рабочих - обучение с целью получения новой профессии с учетом потребности производства;
Оценка эффективности
Оценка эффективности обучения проводится организациями Группы «ЛУКОЙЛ» и МФЦПК. Оценка эффективности обучения проводится по следующим направлениям:
–влияние обучения на снижение показателей производственного травматизма;
–положительная оценка показателей деятельности МФЦПК попечительским советом.
–востребованность на рынке образовательных услуг региона и субъектов РФ;
–мониторинг удовлетворенности слушателей образовательными услугами.
Результаты анализа и оценки деятельности МФЦПК доводятся до всего персонала МФЦПК на ежегодном собрании с целью дальнейшего совершенствования его работы.
На основании анализа МФЦПК разрабатывает план мероприятий по совершенствованию учебной и методической деятельности.
Результаты реализации проекта
Многофункциональный центр прикладных квалификаций – структурное подразделение БУ «Когалымский политехнический колледж», представляющее новый элемент региональной сети непрерывного профессионального образования, способное быстро и гибко реагировать на запросы предприятий, с учетом потребностей соответствующих динамике изменения корпоративных стандартов.
МФЦПК создает механизмы, формирующие устойчивые прямые и обратные связи между производителями и потребителями образовательных услуг, включая прогноз потребности в услугах. Совершенствование и обновление видов и содержания образовательных услуг в контексте государственно-частного партнерства (объединение материальных и нематериальных ресурсов на долговременной основе для создания общественных благ) с предприятием Группы «ЛУКОЙЛ» позволяет экономически регулировать объемы и качество обучения для ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».
Инвестиции средств за услуги, предоставляемые МФЦПК обеспечивают постоянный приток финансовых средств на развитие материальной базы образовательного учреждения
МФЦПК. Публичный отчет о реализации проекта 2014 г.
ПРОЕКТ 2. Создание и апробация эффективной инновационной модели сопровождения социально – профессионального самоопределения через интегрированную систему профориентации на этапах общего и среднего профессионального образования
Краткое содержание проекта
|
Цель предлагаемого проекта
|
Создание эффективных условий для профессионального самоопределения личности с последующей ее самореализацией в условиях территориального проживания
|
Задачи предлагаемого проекта
|
1.Разработать организационно-методическую основу и нормативно-правовую базу проекта, структуру и механизм взаимодействия, распределение полномочий и ответственности, определение финансовых обязательств, информационных ресурсов.
2. Обеспечить материально-технические средства реализации (кабинеты, инструменты, материалы);
3. Обеспечить кадровое сопровождение проекта;
4. Расширить спектр дополнительных образовательных услуг;
5. Включить вышеназванные инновации в образовательную практику
6. Обеспечить открытость деятельности по ведению проекта
7.Создать и тиражировать комплекс методических разработок по направлениям представленного проекта
|
Основная идея предлагаемого проекта
|
Настоящий проект преемственно развивает основные идеи и содержание «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», разработанной в Центре профессионального образования ФГАУ «ФИРО» в 2015г.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дают возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки). Инновации могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).
Основная идея проекта – построение интегрированной системы сопровождения профессионального самоопределения и профессионализации как равноценной составляющей процесса образования, наряду с обучением и воспитанием через соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей социально – профессионального развития личности.
Идея развития включает следующие задачи:
- создание необходимых условий для развития и социализации личности воспитанника;
- запуск дополнительных механизмов развития и саморазвития самого ОУ;
- трансформация образовательного процесса как ценностного единства процессов развития, обучения и воспитания в действенный фактор развития личности воспитанника, как будущего профессионала.
Идея интеграции строится на следующих позициях:
-формирование единого образовательного пространства на основе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования;
- создание системы, интегрирующей весь комплекс образования, воспитания, развития социального и профессионального становления личности в условиях социума.
Таким образом, проект обеспечивает единство профессионального, образовательного и социального самоопределения через практикоориентированный процесс сопровождения профессионального самоопределения.
|
Обоснование значимости для развития системы образования
|
В отличие от знаний, умений и навыков, профессиональных и, в определенной степени, общих компетенций, выступающих в качестве проектируемых результатов среднего профессионального образования в ФГОС, профессиональное самоопределение является «трудноуловимым, практически не фиксируемым никакими контролирующими инстанциями» компонентом готовности выпускника к профессиональной деятельности. Однако именно он в наибольшей степени востребован современным рынком труда.
Создание эффективной инновационной модели социально – профессионального самоопределения через интегрированную систему профориентации и в ходе профессионального обучения – один из ключевых подходов к решению проблемы подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро реагировать на изменения на рынке труда, приспосабливаться к новым условиям, обладающих высоким профессионализмом, что является целевым ориентиром профессионального образования.
Разработанная и реализованная в рамках проекта модель будет являться образовательной инновацией, реализуемой на организационно-управленческом, научно-методическом и психолого-педагогическом уровнях. Модель представит собой целостную систему действий, реализуемых в едином пространственно-временном объёме и согласованных по задачам, ресурсам и используемым подходам, направленную на создание условий для эффективного формирование набора компетенций профессионального самоопределения у обучающихся, начиная с 8 класса средней школы, и оканчивая выпуском из колледжа. Модель будет являться оптимизационной, поскольку обеспечит достижение наилучших результатов за наименьшее количество времени и при наименьших затратах ресурсов (что достигается, прежде всего, за счёт системного эффекта возникающего в результате объединения усилий и ресурсов различных субъектов для решения общих задач).
Представленный проект характеризуется наличием контура обратной связи, обеспечивающего управляющий субъект (администрацию организации СПО) информацией о степени достижения поставленных целей и о качестве полученных результатов, с целью своевременного принятия управленческих решений.
|
Исходные теоретические положения проекта
|
Теоретическая основа исследования базируется на положениях следующих признанных в науке теорий и концепций:
- теория профессионального образования (П.Ф. Анисимов, С.Я. Батышев, А.П. Беляев, С.Г. Вершловский, Е.А. Климов)
- теория непрерывного образования (А. Гартунг, В.С. Гершунский,Дж. Кидд, А Корреа, П. Лагранд)
- теория профессиональной ориентации (П.Р. Атутов, Э. Гинзберг,Дж. Голланд, А.Е. Голомшток);
- концепции профессионального самоопределения личности и его педагогического сопровождения (В.И. Блинов, А.Ф. Зеер, Е.А. Климов,Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова и др.);
- теоретическое обоснование профессионального становления личности (К.Ш. Ахияров, С.Я. Батышев, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, А.Я. Найн, Е.М. Павлютенков, В.Л. Савиных, В.Д. Симоненко, Н.А. Томин и др.).
Построение и реализация проекта опирается на следующие научные подходы: компетентностный, дифференцированный, личностно-ориентированный и базируется на сопоставлении данных, полученных на основе анализа литературных источников, с результатами изучения современной практики сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования.
|
Этапы реализации проекта по учебным годам
|
Первый этап: базовый
- Разработка нормативной документации
- Кадровое обеспечение реализации проекта ( повышение квалификации педагогических работников, организация обучающих семинаров сотрудников»
Второй этап: подготовительный
- Разработка учебно – методической документации
( положения, модель социально – педагогического сопровождения самоопределения по кластерам, программы модель социально – педагогического сопровождения самоопределения, программы учебных дисциплин)
Третий этап: конструктивный
- Заключение соглашений о сотрудничестве ДДТ, УО Администрации города Когалыма, Фондом поддержки предпринимательства Югры, предприятиями города Когалым
Четвертый этап: непосредственно практический
- Реализация проекта по кластерам
- Мониторинг результатов реализации проекта
Пятый этап: аналитический
- Анализ результатов реализации проекта. Проведение общественно-педагогической экспертизы результатов реализации проекта.
- Обобщение (распространение) результатов реализации проекта
|
Содержание проекта, (краткое описание)
|
Реализация проекта обеспечит создание условий для реализации механизмов социального партнерства в рамках профориентационной работы с целью осознанного профессионального самоопределения и раскрытия способностей школьников, широкой пропаганды рабочих профессий среди молодёжи, повышения их престижа в современных условиях.
Кроме того, проект играет важную роль в формировании для воспитанников единого образовательного пространства, которое сориентировано на их интересы, позволяет им проявить свои способности и ориентирует на формирование перспективного личностного плана.
В рамках реализации проекта реализуется три кластера сопровождения: профориентационнное ( целевая аудитория -учащиеся 5-7 классов школ), непосредственно предпрофильное (целевая аудитория- учащиеся 7-9 классов)- и сопровождение профессионального становления/ самореализации (целевая аудитория - студенты колледжа).
Профориентационное сопровождение организуется в рамках социального партнерства БУ «Когалымский политехнический коллеж» и Управления образования Администрации города Когалыма. Программа сопровождения включает в себя:
1. Воспитательный блок (система воспитательных мероприятий, направленная на развитие социально - адаптированной гармоничной ценностной системы личности.
2. Образовательный блок (собственно комплекс образовательных мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала младших подростков, развитие мотивации к техническому творчеству, способности преобразования внешней среды, профессиональное самоопределение, освоение воспитанниками профессиональных навыков, развитие профессионально важных качеств и творческих способностей).
3. Досуговый блок (организация и проведение выставок, слетов, праздников, викторин, встреч с интересными людьми).
Данный вид сопровождения связан с эмоционально-образным восприятием, формированием положительного отношения к профессиональному миру и первоначальных трудовые умений в доступных им видах деятельности.
Основные формы работы, реализуемые во взаимодействии
профессиональных образовательных организаций со школами: дни открытых дверей, ярмарки профессий, встречи и беседы, профориентационные экскурсии, профориентационные мастер-классы, воркшопы.
Предпрофильное сопровождение реализуется в рамках реализации проекта «Профессиональные пробы – путь к успеху!», организуется в условиях социального партнерства БУ «Когалымский политехнический коллеж» и Управления образования Администрации города Когалыма. В рамках предпрофильного сопровождения реализуются программы профессиональных проб в количестве 10-20 часов по выбору для учащихся 8-9 классов школ города Когалыма в мастерских и лабораториях колледжа, представляющие профессиональное испытание или профессиональную проверку, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющие завершенный вид, способствующие сознательному, обоснованному выбору профессии.
На этапе работы со школьниками формируется субъектная позиция обучающегося в процессе его профессионального самоопределения;
моделируется будущий образовательно-профессиональный маршрут; определяются конкретные шаги личного становления в учебно-профессиональной деятельности. Новообразования формирующиеся у обучающихся: профессиональное самопознание, позитивная установка на выбранную профессию, модель профессионально-образовательного будущего.
Сопровождение профессионального становления/ самореализации студентов колледжа реализуется путем включения в образовательный процесс дополнительных учебных дисциплин в рамках вариативного компонента учебных планов), что способствует развитию компетенции выбора, которая выступает психологическим ядром самоопределения.
В качестве основных средств выступают: групповая и индивидуальная консультативно-диагностическая работа со студентами; индивидуализация образовательной среды и учебного процесса.
На этапе сопровождения профессионального самоопределения студентов колледжа вопросы самоопределения вновь становятся актуальными для студентов и переоцениваются ими на основе приобретенных знаний о профессии и первичного опыта профессиональной деятельности («синдром выпускника»).
Как следствие, у студентов актуализируется готовность идти навстречу педагогу, чтобы с его помощью реализовать потребность в детальном проектировании своих профессиональных и жизненных перспектив.
Новообразования:
профессиональная идентификация; профессиональная самореализация; модель профессионального будущего.
Таким образом, профориентационное и предпрофильное сопровождение реализуется на этапе профессионального выбора, а сопровождение професионального становления реализуется на этапе профессионально- образовательной адаптации (1курс) и этапе профессиональной идентификации – (2-3 курс).
Проект реализуется как комплекс программ
различного типа. Общие содержательно-деятельностные рамки и последовательность этапов определяются Комплексной программой сопровождения профессионального самоопределения учащихся школ, абитуриентов и студентов профессиональной образовательной организации.
В рамках указанной программы реализуются:
1) программа профориентационной работы профессиональной образовательной организации с учащимися 8-9 классов общеобразовательных организаций и их родителями;
2) программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов колледжа, реализуемая психолого-педагогической социально-психологической) службой ПОО;
3) программ дисциплин:
«Введение в профессию / специальность» для студентов первого курса; «Основы психологии труда»,Ю «Проектирование профессиональной карьеры»
Кроме того, содержательный блок Модели частично охватывает и другие программы, реализуемые рамках образовательного процесса.
|
Методы деятельности по реализации проекта
|
Методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т.д.);
Сопоставительный анализ;
Педагогическое моделирование;
Анализ документации (журналов, отчетов);
Педагогическая экспертиза
Метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной деятельности
|
|
Необходимые условия организации работ по реализации проекта
|
Непрерывность сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования обеспечивается реализацией следующих условий:
1)организацией системы социального партнёрства профессиональной образовательной организации с общеобразовательными школами и организациями дополнительного образования детей;
2)использованием в деятельности профессиональной образовательной организации специально разработанной и научно обоснованной модели непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе перехода из школы в организацию СПО;
3) введение в содержание образования СПО локальных элементов, непосредственно нацеленных на поддержку профессионального самоопределения студентов.
4)внедрением управленческих механизмов, обеспечивающих координацию различных направлений деятельности профессиональной образовательной организации по сопровождению профессионального самоопределения разных категорией обучающихся (целевая программа, управленческий мониторинг);
5)использованием единых (сквозных) технологий сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах школьного и профессионального образования;
6)оценкой образовательной результативности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся путем определения уровня сформированности определенных целевых компетенций (компетенций профессионального самоопределения).
|
Перечень (учебно-методических разработок по теме проекта
|
Проект «Профессиональные пробы – путь к успеху!»
Программы учебных дисциплин:
-« Введение в профессию (специальность )» - первый курс
- «Основы психологии труда» - второй курс
- «Проектирование профессиональной карьеры» - третий курс
|
Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам
|
Этапы/ сроки реализации
|
Мероприятия в рамках проекта
|
I. Март - май 2017
|
1.Разработка инновационной модели и нормативно – правовой базы по реализации проекта.
|
II. Сентябрь - ноябрь 2017
|
|
Предпрофильное сопровождение:
-Комплектование пакета диагностических методик (для учащихся 8 классов)
-Разработка программ профессиональных проб (для учащихся 9 классов).
-Корректировка графика реализации профессиональных проб с учетом пожеланий СОШ города Когалыма
|
Сопровождение профессионализации студентов колледжа:
-Разработка программ учебных дисциплин «Введение в профессию», «Введение в специальность», «Основы психологии труда», «Проектирование профессиональной карьеры», включение учебных дисциплин в ОПОП ППССЗ, ППКРС.
-Разработка комплектов оценочных средств, позволяющих наблюдать развитие дополнительных профессиональных компетенций, являющихся компонентом готовности выпускника к профессиональной деятельности и самореализации в социуме.
|
III. Декабрь 2017 (далее корректировка ежегодно)
|
Заключение соглашений о сотрудничестве
Согласование графиков проведения программных мероприятий
(профориентационное сопровождение)
Комплектование групп, согласование графика проведения профессиональных проб
Утверждение рабочих учебных планов
|
Реализация проекта по трем направлениям сопровождения
|
|
V. 2018-2019 Ежегодно
|
Подготовка отчетной документации, анализ и прогнозирование эффективности реализации проекта ежегодно.
|
|
|
|
|
Прогнозируемые результаты
|
Реализация проекта позволит заметно повысить эффективность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения студентов:
1)Повышение уровня сформированности компетенций профессионального самоопределения у выпускников школы, студентов и выпускников профессиональной образовательной организации;
2)повышение степени удовлетворенности студентов избранной профессией / специальностью;
3)рост показателей успеваемости студентов и снижение показателей их отчисляемости;
4) увеличение доли студентов – участников и победителей региональных олимпиад профессионального мастерства;
4)увеличение доли выпускников профессиональной образовательной организации, трудоустраивающихся по специальности.
Конечным целевым результатом такой деятельности выступает качество трудовых ресурсов, т.е. высокая эффективность труда и развитая профессионально-трудовая мотивация работников, основанная на содержательном интересе к профессии и профессиональной самореализации, Данный показатель является наблюдаемым в более длительный временной период и предполагает цикличность (повторяемость) проекта с целью прослеживания динамики.
|
Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта
|
-Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статьи 42.2; 66.3; 75.1);
-Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.: № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации социальной государственной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
-Распоряжение Правительства РФ 3 марта 2015 г. № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы» (Мероприятие 13 – «Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях и развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии»);
-Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2015 № 366-р «Об утверждении Плана
мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»
-Приказ Минтруда РФ от 23 августа 2013 № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования»
|
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику
|
1. Мастер-классы, педагогические мастерские, представляющие лучшие образцы реализации проекта
2. Проблемно-проектные семинары в рамках диссеминации результатов и эффектов внедрения модели самоопределения профессионально-кластерного типа.
3. Сборник научно-практических материалов, экспонирующих лучшие образцы построения практики инновационного образования.
|
Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения
|
Устойчивость результатов инновационного проекта связана с возможностью использования обобщенных результатов в практике работы профессиональных образовательных организаций. Разработанная и экспериментально апробированная модель может быть использована на практике с целью создания условий, обеспечивающих непрерывность сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе перехода из школы в организацию СПО, с
наименьшими затратами и за стандартный промежуток времени.
Отдельные положения, разработанные в реализации проекта, могут быть использованы в системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы профессионального образования; при разработке содержания учебных курсов, учебных и методических пособий, нацеленных на повышение квалификации работников системы профессионального образования, а также специалистов, непосредственно, реализующих задачи по сопровождению
профессионального самоопределения обучающихся.
|